Project management (rus)

Я и стартап, которому не суждено было выжить

В своей жизни я пару раз участвовал в стартапах, в одном из них у нас был заказчик, во второй раз команда не прошла дальше проработки концепции продукта. Тем не менее, лично я более мотивирован работать не “на того парня”, а на себя, ну или быть более вовлеченным в “работу на того парня” (а не называться гордым именем “ресурс” и т.п.).

Что же мне больше всего мешало поработать на себя – отсутствие команды с достаточным количеством разработчиков (хотя, как я смотрю на это сейчас, эта задачка должна быть по зубам). Ну да ладно, данный стартап организовал не мной, а философствовать в данном посте я не собирался..

Попасть в него оказалось проще, чем можно было подумать: надо было регулярно смотреть новые посты на тему “нужен человек в стартап”, “нужны идея для стартапа” и прочее. На одну из них я откликнулся и по доброте душевной поделился своей идеей. Она была достаточно проста, так что процитирую сам себя (все цитаты и копипасты из оригинальных документов и обсуждений выделены курсивом, орфографию сохранил):

“Проблема – вендинговым компаниям необходимо обсуживать свои кофейники-шоколадники (кофейные автоматы и снековые). Не в том плане, что кофе засыпать, а у них как для машины есть свое ТО (поменять фильтры, шланги, ножи кофемолок). Так вот: есть список автоматов, есть список запчастей каждого типа автомата, есть их срок годности для каждого типа автомата и тд. И высылается уведомление – через 3 недели менять то-то в таком-то автомате по такому-то адресу. Потом отметка – кто менял, что менял, когда следующий раз.

Ну и сколько запчастей на складе лежит. Если скоро пора менять, а запчасти нет – уведомление на тему “закажи запчасти”.

Систему разработали частично, сейчас где-то на виртуалке болтается.. Но идея такова, мне не жалко. Могу обсудить, поделится опытам, документами и ещё чем.”

Кстати, документ лежит здесь.

В итоге, я невзначай оказался в самом разгаре обсуждения проекта, который по итогам сочли интересным (для обсуждения мы использовали Google Wave). Команда состояла из разработчика, аналитика и руководителя отдела тестирования (выполняющего на данном этапе также роль аналитика), что ещё нужно было для счастья… Теперь потребовалось понять свое потенциальное положение на рынке и состояние этого рынка в целом.

Важно: пообщавшись с 3-мя руководителями продуктов получил рекомендацию о фиксировании условий дележки дохода (или дальнейшего инвестирования) ещё до начала работы над идеей.

Структура документа для проведения исследования области автоматизации бизнеса заказчика

Итак, сначала мы должны узнать, что же вообще мы автоматизируем (бизнес заказчика), причем описывая все наши знания. Далее я прикинул роли заказчика, начал сочинять их ключевые активности, НО следует понимать, это делается для того, чтобы мы поняли проблемы этих людей… Ведь наш продукт должен решать их проблемы. Тогда данная часть будет выглядеть так:

Деятельность заказчика

Вендинговым компаниям необходимо обслуживать свои автоматы (например, кофейные и снековые). Кофейные автоматы необходимо своевременно пополнять ингредиентами, а также осуществлять их обслуживание (поменять фильтры, шланги, ножи кофемолок).

Требуется подбирать оптимальный состав ингредиентов для погрузки в автомобиль, отслеживать интенсивность использования автомата, спрос на конкретную продукцию. Описание, которое необходимо прочитать приведено здесь:http://e-vending.ru/ru/optimisation_vending/doc64.html

Структура и потребности заказчика

Рассмотрим таковую структуру компании, в которой есть три основные роли:

  1. Владелец компании (тот, кто принимает решение о покупке данной системы)
  2. Ответственный за своевременное обслуживание (тот, ради блага которого разрабатывается данная система)
  3. Ответственный за проведение обслуживание (тот, с кого мы получаем статистику и кому должны помочь работать, а не добавлять ему бумажной работы)

 Владелец компании

  1. Получение максимальной прибыли через:
  2. Эффективное расположение автоматов
  3. Отсутствие простоев автомата
  4. Отсутствие поломок автомата (включая упущенную выгоду)
  5. Своевременную инкассацию
  6. Минимальные издержки на логистику

Ответственный за своевременное обслуживание

  1. Предупреждение о необходимости заполнения запчастей
  2. Проверка на наличие запчасти и своевременное предупреждение в случае её отсутствия
  3. Предупреждение о необходимости пополнения ингредиентов
  4. Проверка на наличие ингредиентов и своевременное предупреждение в случае их отсутствия или приближения к окончанию
  5. Прокладка оптимального маршрута между точками обслуживания
  6. Расчет излишков и остатков для подбора оптимального количества ингредиентов для загрузки в автомобиль
  7. Прием неиспользованных ингредиентов обратно на склад
  8. Планирование закупок ингредиентов, работа с поставщиками
  9. Проверка расхода/прихода ингредиентов
  10. Определение местоположение для новых автоматов, принятие решение о перемещении автомата

Ответственный за проведение обслуживания

  1. Получение путевого листа
  2. Получение информации о необходимом количестве ингредиентов для каждого автомата
  3. Получение инструкций по замене запчастей в автоматах (обычно хранится в самом автомате)
  4. Инкассация (получение денег, загрузка разменных монет)

Основные сценарии работы заказчика

Владелец компании

Я хочу посмотреть, какую прибыль мне принесли установленные автоматы за указанный срок (с детализацией по каждому автомату).

 Ответственный за своевременное обслуживание. Планирование обслуживания автоматов.

Я хочу получить список автоматов, которые требуется заполнить ингредиентами.

Я хочу получить список ингредиентов, которые требуется загрузить в машину.

Я хочу получить список автоматов, нуждающихся в плановом ремонте (техобслуживании)

Я хочу получить список автоматов и план их посещения для очередной инкассации.

Проблемы заказчика

Проблемы в вендинговом бизнесе:

Возможность хищения денег и товаров:

  • Возможность хищения обслуживающим персоналом
  • Взлом автоматов
  • Махинации с платежными системами автоматов
  • Махинации с товарами
  • Сложность контроля большого количества автоматов
  • Когда бизнес в начале пути – 10-20 автоматов можно контролировать вручную. Но бизнес растет….
  • Автоматов много – информации мало. Информации мало – бизнес становится «нелегок на подъем»
  • А ведь по каждому автомату хочется понять, нужен ли он там, где стоит…
  • Нет возможности оперативного контроля работы операторов
  • Где находятся операторы? Чем они заняты?
  • Как сформировать рабочий график каждого из них, и быть уверенным, что все рассчитано верно?
  • Сколько товаров и денег на руках у сотрудников?
  • Большой бумажный документооборот
  • 30…50…100 автоматов – учет необходим как воздух. Бумага, Excel, снова бумага.
  • Сверки. Инвентаризации. Постоянные подсчеты…, которые превращаются в отчеты. Снова бумага….
  • Отсутствие единой IT среды
  • В одном месте мы считаем затраты, в другом доходы
  • В другом – сводим графики работы операторов
  • В третьем – ведем остатки на складах
  • А впереди рентабельность автомата, ежедневные и аналитические отчеты…ми всегда что-то еще
  • Даже просто сведение данных – это титанический труд. А ведь надо еще связать это с бухгалтерией.

Далее мы ещё выделили:

  1. Простой автоматов
  2. Несвоевременное техническое обслуживание
  3. Запоздалая реакция на поломки автоматов, а , в случае потери денег клиентом – отсутствие обратной связи и, как следствие – имиджевые потери
  4. Отсутствие необходимых ингредиентов или запчастей на складе
  5. Не производится оптимизация количества обслуживающего персонала
  6. Отсутствие контроля срока годности загруженных в автоматы ингредиентов (?, имиджевые потери, применимо к снековым автоматам)
  7. Отсутствует централизованное хранение юридической документации по каждому установленному автомату (?)
  8. Отсутствие необходимой статистики для принятия решений о закрытии/перемещении автомата
  9. Отсутствие данных о проведенном времени на объекте (неэффективная работа персонала)
  10. Отсутствие разменных монет в автомате
  11. Автоматы не поддерживаются в чистом виде
  12. Изменение динамики продажи не было своевременно обнаружено
  13. Сложности при определении эффективного и оптимального вендинг-маршрут и (возможно) график обслуживания

Теперь, когда у нас было некоторое понимание бизнеса, его проблем и так далее, нам оставалось только убедиться в том, что мы единственные или конкурентоспособные на рынке (чтоб уж наверняка), а так же определить потенциальных клиентов. Мы начали поиски заказчиков и конкурентов:

Для кого?

Потенциальные клиенты зависят от ценовой политики. Ориентироваться следует на такие компании:

http://www.cafeco.ru/ (лидер рынка в 2008 году)

http://www.vendland.ru

http://www.art-vending.ru/

Список потенциальный клиентов:http://veq.ru/market/company-list.aspx

Статья по автоматизации вендинга:http://www.spec-i.com.ua/statti/obmen-opytom/33-statti-1c-automatizaciya-vendinga.html

Немного об автоматизацииhttp://www.vendingbusiness.ru/article/platezhnye-sistemy/

В частности компания Формтрейд

http://www.formtrade.ru/publ.php3?id_publ=12 (конкуренты при количестве автоматов более 1000 штук, при этом они нам не являются прямыми конкурентами – они не заявляют обработку статистики)

http://www.agatsystems.com/systema.aspx (очень крутые ребята, но видимо дорогие т.к. будут просить денег за каждый модуль, ссылка про русский вариант ниже)

http://www.ittcom.ru/sve/systema.shtml (мы можем выиграть за счет мобильности и легкости решения – они засталяют заказчика разворачивать сервер и т.д. – мы можем делать коробки – заплатил, получил ссылку, скачал – работай, но крупные компании, видимо, для нас закрыты).

http://www.zetasoft.ru/ZetaVending_Main()

http://korochkova.narod.ru/vending.htm (вот еще прикол)

Итого: необходимо решить, готовы ли мы воевать с IT&T или нет. В сети не так-то просто найти их бывших сотрудников чтобы узнать ценовую политику..

Компании, с количеством автоматов до 5-10 штук не представляют интереса т.к. они зачастую не покупают лицензионное ПО (в принципе), и у них не возникает проблем с учетом и планированием.

Для статистики: Обычно в компаниях такого масштаба есть 2-3 удачно установленных аппарата, штат составляет порядка 4 человек, автопарк из 2 автомобилей.

Конкуренты

СпецИнвест – http://www.spec-i.com.ua/automatization/vending.html – Пример реализации на базе 1С Предприятие 8.0http://www.spec-i.com.ua/download/prezentacii-produktov/doc_download/3–q1-8-80q.html

Собственно вот.. Мы нашли вполне себе конкурентоспособное решение, у которого уже решены проблемы интеграции с 1С, которое продается за вполне вменяемые деньги, которое лично я бы купил (если бы у меня был вендинговый бизнес и аппаратов 20-30) и так далее.. Мы выбросили белый флаг и решили не воевать (хотя, может быть, это плохое решение).

Были и другие конкуренты, но озвучивать их уже не оказалось смысла..

Итого:

В итоге мы решили ограничиться лишь данной заметкой (чтобы рассказать про свой опыт и показать структуру документа), даже не стали исследовать рынок, хотя письмо для компаний-участников написали. Приведу его в следующем посте.

Большое спасибо за бесценный опыт хочу сказать Эдуарду Галиаскарову (за советы и практику) и Денису Бескову (он примерно пол года назад дал мне возможность посмотреть на подобный документ).

Advertisements
Standard

2 thoughts on “Я и стартап, которому не суждено было выжить

  1. Алексей, так как в итоге называется тот документ, который ты разработал для реализации данной системы? ТЗ ведь или спецификацией на назовешь его? Какой-нибудь маркетинговый план обследования или что-то подобное?

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s